Работа с Adobe Photoshop


Как построить тень на скорую руку


Как построить тень на скорую руку
Чаще всего в Photoshop приходится заниматься созданием композиционных изображений, сочетающих фотореализм и псевдообъемность.

Получаемый с помощью Photoshop эффект объемности композиции называется псевдотрехмерным, поскольку этот редактор не оперирует истинно трехмерными объектами, в вашем распоряжении только плоские элементы. Однако эффект объема такой композиции можно придать с помощью игры тенями и светом.

Естественно, что для создания теней от выделенных плоских объектов написано множество модулей plug-in. Замечательные интерактивные фильтры теней включены, например, в пакеты plug-in от фирмы Alien Skin Software. Модуль Drop Shadow из набора Eye Candy вообще вызывает восхищение своими возможностями и гибкостью настроек. И все же далеко не всегда имеет смысл стрелять из пушки по воробьям, заставляя столь мощный фильтр минут пять пережевывать картинку, пользуясь установками "по умолчанию". В большинстве случаев тень можно легко и быстро построить вручную. Причем внешне она будет выглядеть более чем пристойно и при желании вы сохраните возможность ее корректировки в дальнейшем.

Итак, чаще всего строится тень либо от выделенного объекта, либо от объекта, расположенного на отдельном слое, остальные точки которого прозрачны. Эти же условия необходимы и для применения любого модуля plug-in. Что в таком случае можно сделать на скорую руку?

Самый быстрый способ - нарисовать тень от руки одним из подходящих инструментов рисования. Предпочтительно воспользоваться аэрографом, так как он обеспечивает глубокий черный по центру линии перемещения и светлый контур, но можно взять и кисть с мягким краем - получится менее естественно, зато рисовать проще.

Этот способ лучше всего подходит для построения тени от объектов геометрически простой формы. Рисовать можно непосредственно на слое с объектом. Чтобы сохранить в неприкосновенности пикселы объекта, то есть ограничить зону действия инструмента прозрачной областью, в его палитре следует выбрать режим наложения пикселов Behind. Оперируя прозрачностью (Opacity) в случае кисти или давлением (Pressure) для аэрографа, можно получить необходимую плотность тени. Правда, накладываться она на лежащие снизу слои будет несколько неправильно.




Как построить тень на скорую руку
Но гораздо более реалистичную тень, к тому же от объектов любой геометрической сложности, получить можно только с помощью дополнительного "теневого" слоя, располагаемого ниже слоя с объектом. К тому же в этом случае у вас сохранится возможность изменить тень в дальнейшем или убрать ее вовсе, если она будет мешать восприятию композиции. Это очень приятная возможность, которую не обеспечивают ни рисование простейших теней от руки, ни могучие модули plug-in. Здесь же тень поддается корректировке или замене до тех пор, пока вы сохраняете ее на отдельном уровне.

Как это делается? Для примера возьмем рисунок листка с дерева, имеющийся у всех, кто располагает редактором Photoshop. Этот файл записан в директории с примерами (Samples) и называется Leaf.psd. Лист очень удобный для тренировки в создании теней объект, так как он отличается достаточно сложной формой, конечная тень от которой неочевидна, и, кроме того, ножка листа - один из наиболее сложных случаев, когда тень образуется от тонкого протяженного объекта.

Откроем файл Leaf.psd. В нем всего один слой, на котором находится изображение листа. Все остальные точки слоя полностью прозрачны. Как раз то, что нам нужно. Первый шаг состоит в копировании имеющегося слоя на новый. Для этого надо в палитре слоев (Layers) перетянуть его мышкой на кнопку создания нового слоя. Слой с копией листа помещается над исходным, поэтому используем его для самого объекта, а старый слой возьмем для тени. В соответствии с правилами хорошего тона переименуем слои в Leaf и Leaf Shadow соответственно. Если не давать слоям имена, очень сложно разобраться в композиции, насчитывающей с десятка два главных и вспомогательных слоев.

Дальше работать будем с нижним теневым слоем, поэтому и активизируем его. Тень должна быть черной, следовательно лист на нижнем слое надо полностью зачернить. Делается это так. В палитре слоев включаем режим защиты прозрачных пикселов Preserve Transparency и нажимаем клавиши [Alt]+[Del] - заливка основным цветом, предварительно убедившись, что установлены цвета рисования черным по белому. Кстати, переключить Photoshop на эти цвета можно клавишей [D], а если черный у вас установлен для фона, вместо [Alt]+[Del] следует нажать [Ctrl]+[Del] - заливка цветом фона. Все пикселы, кроме прозрачных, при этом станут черными. Теперь надо обязательно выключить режим защиты прозрачности, иначе он не даст ее размыть.



Тень у нас лежит точно под объектом, а ее надо сдвинуть в сторону. Обычно тень перемещают немного вправо и вниз, что соответствует условиям освещенности при чтении и подсознательно легко воспринимается читателем.

Как построить тень на скорую руку
Для перемещения тени надо выбрать в палитре инструментов стрелку Move. Если сдвиг планируется на небольшое расстояние, можно воспользоваться стрелками клавиатуры, нажимая их по нескольку раз. Каждое нажатие сдвигает слой на пиксел. Но можно сделать это и мышкой. При перемещении тени следует обязательно включить все видимые слои композиции, чтобы контролировать ее глубину и направление освещения.

Перенеся тень, слегка размоем ее контуры. Степень размывания тени зависит от характера освещения в композиции и расстояния между тенью и объектом. Если это расстояние невелико, а освещается композиция одним сильно удаленным источником света (как при дневном свете), тень должна быть довольно четкой. Рекомендую воспользоваться фильтром Blur More, возможно, два-три раза подряд. Фильтр Gaussian Blur дает более сильное размывание, требуемое при специальных условиях освещения.

Размыв тень, посмотрите, соответствует ли ее размер объекту. При небольшой глубине и удаленном источнике света можно и не корректировать размер тени. Если же источник расположен ближе или тень в композиции проецируется на большое расстояние, надо исказить ее форму в соответствии с законами перспективы и подправить размер.

Как построить тень на скорую руку
Делается это средствами Transform из меню Layer. Размер корректируется командой Scale, причем перетягивать мышкой следует угловые марки, удерживая нажатой клавишу [Shift] для пропорционального изменения по горизонтали и вертикали. Перспектива для отбрасываемой тени создается командами Perspective (в простых случаях) или Distort (в сложных непараллельных композициях). Я для примера воспользовался командой Distort, чтобы поднять лист над бумагой, оставив ножку намного ниже, и одновременно слегка наклонить его влево.

Что надо сделать, так это переключить в палитре слоев режим наложения тени на нижележащие слои с нормального (Normal) на "по яркости" (Luminance). При этом цвет оказавшихся под тенью слоев останется тем же, поменяется лишь освещенность, что соответствует реальной жизни. Даже если на глаз отличие и незаметно, надо все-таки играть по правилам.

Регулятором прозрачности в палитре слоев (Opacity) настройте оптическую плотность тени под условия освещения в композиции. Чем мягче и рассеяннее свет, тем меньше должна быть плотность тени и более размыты ее контуры. Яркий солнечный свет образует плотные черные тени с довольно четким контурами.

Вот и все. Ничуть не хуже, чем со спецмодулем plug-in, а при простых раскладах, когда не требуется корректировать пропорции тени, и наличии навыков еще и значительно быстрее. А главное - правильнее!


Содержание раздела